Семейное образование — это когда ребенок осваивает программы начального и среднего образования в семье. Школа лишь осуществляет текущий контроль за освоением программ «семейниками». Это похоже на известный многим экстернат, только связь со школой более тесная. Ребенок числится в школе, в соответствующем классе, занесен в журнал, но ежедневного посещения от него не требуют. При этом он может регулярно консультироваться у педагогов. Родители и школа заключают договор, причем условия этого соглашения могут быть довольно гибкими. Договариваются прежде всего о том, как часто будет проводиться аттестация ребенка, по закону требуется только, чтобы не реже, чем раз в год. В какой форме будет аттестовываться ребенок — устной, письменный экзамен, реферат...

Зачем же это нужно? Причин может быть много, но во главе угла стоит, пожалуй, неравнодушие родителей, недовольство системой, либо ощущение того, что система не подходит их конкретному ребенку (он развивается быстрее или медленнее сверстников, имеет особые таланты, т.е. раннюю профессиональную специализацию). Если речь идет о родителях-христианах, то они  хотели бы дать детям представление о мире, в котором Бог — все во всем. В каждом предмете школьной программы есть место для разговора о Боге, а в школе детям в целом по-прежнему преподается совершенно атеистическое восприятие мира.

На поверхности, большинство людей согласятся с утверждением, что дети — одна из основных ценностей в жизни людей, их образование — важнейшая ответственность родителей. Однако, в  жизни все не так. Разве часто мы задумываемся, когда по привычке отдаем детей в детсад, школу? Пусть даже мы выбираем лучший сад, лучшую школу, но не делаем ли мы это, сознательно или подсознательно желая  переложить ответственность не только за образование, но и за воспитание наших детей на кого-то другого, якобы, специалиста в этом деле? В постиндустриальном обществе, где каждый стремится наиболее полно реализовать свой индивидуальный потенциал, не остается места теплым отношениям между детьми и родителями, не остается времени на решение задач образования и воспитания в семье.

На этом фоне особенно поражают истории родителей на сайтах о семейном образовании.  Поражает любовь этих людей к своим детям, не декларированная, истинная готовность пожертвовать многим ради их благополучия. Вот цитата с сайта питерского писателя и педагога Алексея Карпова, в одиночку давшего образование своим троим детям: «Реализация всей этой программы потребовала от меня огромного многолетнего напряжения всех физических, душевных, интеллектуальных, творческих сил, отказа от возможности "делать карьеру", готовности жить в нищете, способности морально противостоять непониманию многих родных и друзей, уверенности в собственных силах, умения очень быстро учиться абсолютно новым для себя вещам. Конечно, были моменты, когда я падал духом, когда мне казалось, что надо прекращать это дело и жить "как все люди" — детей отправить в школу, а самому целый день работать где-то. Но я понимал, что если отдать детей в школу, то проблем не уменьшится, а, скорей всего, станет больше. Поэтому каждый раз находил силы и решимость продолжать свою линию».

Разумеется, не нужно путать любовь к детям с «детопоклонством» — это когда все для моего ребенка, а для этого пусть хоть весь мир рухнет. Но стоит задуматься, как не позволить «миру сему» разрушить детскую радость жизни, естественную тягу к знаниям, доверие к миру? В конце концов, Христос сказал: «Будьте как дети», скорее всего, имея в виду именно эти их качества. Как избежать «причесывания под одну гребенку», которое ставится в упрек массовому образованию в век, когда индивидуализация образования становится наиболее актуальной темой и, по оценкам футурологов, входит в первую десятку задач человечества на ближайшие 50 лет? Как противостоять ослаблению внутрисемейных связей, угашению чувств и привязанностей между старшими и младшими, разрушению авторитета родителей и формированию случайного внешнего авторитета (в лице сверстника или старшего приятеля, учителя, тренера и т.д.), т.е., в конце концов, пресловутому «конфликту поколений»?

Во всем мире ведутся поиски альтернатив массовому школьному образованию. И большое место в этих поисках принадлежит христианам. Само движение homeschooling (домашнее обучение) зародилось как ответ американских христиан на запрет молитвы в школах в 1962 году, а если говорить более широко — как реакция на философию нравственного релятивизма, политкорректности, сексуальной распущенности, навязываемой детям в школах США. В России традиции навязывания детям идеологии в школе сравнимы разве что с фашистской Германией. Конечно, сейчас ситуация лучше, чем при советском строе, но многие родители хотят иметь больше влияния на формирование мировоззрения своих детей, чем им оставляет школа. И в России многие родители, взявшиеся за обучение детей дома, сделали это по соображениям веры. «Пока они маленькие, самое время влиять на их характер, чтобы они приобретали правильные привычки и представления, а пока они учились в школе, у меня просто не было на это времени», — говорит Людмила Уитман, мать четверых детей, обучающая их на дому. Разговаривая с Людмилой, понимаешь, что для нее обучение детей дома — радость, это ей по-настоящему интересно, она постоянно находится в поиске новых методик, материалов для обучения, тем более, что и образование у нее педагогическое. Хотя это совсем не обязательно, чтобы быть учителем своих детей, например, Алексей Карпов по образованию физик.

Когда образование становится совместным проектом родителей и ребенка, укрепляется эмоциональная связь между ними. Об этом рассказывает Ксения Карманова, мама троих детей. «Когда Леша ходил в детский сад, мы стали чувствовать, что мы его "теряем". Он отдалился от нас, стал агрессивным.  Когда мы вернули его домой, он "оттаял". И мне как маме стало интереснее, появилась какая-то интеллектуальная составляющая».

Пионеры семейного образования в России — Игорь и Валентина Чапковские. Когда в конце восьмидесятых Игорь Моисеевич начинал учить своего сына дома, это было неслыханно. Однако, опыт семейного образования получился настолько удачным, что уже через несколько лет его можно было предлагать другим. В созданной им Ассоциации родителей преподавала математику Анна Кротова, автор многих статей «Дороги вместе». Вот ее впечатления: «Я видела, как отличаются дети-"семейники" от школьных детей. Как они сами умеют себя организовать, не выпендриваются друг перед другом. Мне импонировало то, что в отличие от школы, где на первом плане учитель, дома на первом плане ребенок, он должен освоить программу, т.е. он занимает активную позицию, повышается уровень его ответственности».

Выгоды для ребенка очевидны. Во-первых, дома, один на один с ребенком, удается дать знания гораздо быстрее и эффективнее. Образовательный стандарт един для «школьников» и «семейников», но на практике часто оказывается, что программа — это только минимум, можно развивать ребенка гораздо больше. Можно одни предметы давать гораздо глубже, другие — по минимуму, только чтобы сдать. Подсчитано, что для прохождения программы требуется не более 2 часов занятий в день. В США, где дома обучается каждый десятый школьник, уже много лет средний балл единого выпускного теста на 2 единицы выше у «семейников», чем у выпускников школ. «Семейники» традиционно занимают первые места в общенациональном конкурсе грамотности.

Во-вторых, ребята могут иметь удобный режим дня, согласованный с их особенностями (совы или жаворонки), остается больше времени для прогулок, внешкольных интересов. Можно устроить каникулы тогда, когда это удобно и семье и ребенку. «Мне очень нравится, что не нужно рано вставать и идти на мороз (большую часть года, ведь мы живем в Красноярске). Мы много читаем всей семьей, мы все совы и поэтому читаем по вечерам, часов до одиннадцати», — говорит Людмила Уитман.

Что касается социализации, о которой так часто пекутся противники семейного образования, в школе она стихийная, никем не управляемая, и потому может быть названа «псевдосоциализацией», подстройкой под волчьи законы мира. Если мы не верим в стихийное возникновение жизни без участия Творца, как мы можем думать, что 20-30 грешников, не имеющих жизненного опыта, могут успешно друг друга социализировать? А учителю прежде всего надо их научить, редки те учителя, которые успевают и учить, и воспитывать. Получая образование дома, ребенок учится конструктивному общению в семье, как со взрослыми, так и с братьями и сестрами, а также с другими «семейниками», ведь часто родители объединяются для решения общих задач. Поступая впоследствии в училище или в ВУЗ, такие ребята приходят в восторг от занятий со сверстниками, ведь для них это все ново. В коллективе они чаще всего не лезут в лидеры, зато прекрасно умеют находить со всеми общий язык и улаживать разногласия.

«Конечно, для организации семейного обучения кто-то из родителей или бабушка должны быть дома, особенно поначалу — либо когда ребенок маленький, либо когда он только ушел из школы, потому что в этом случае надо будет решать проблемы отсутствия мотивации», — говорит Марина Байкова, один из пионеров семейного образования, директор центра «Автодидакт», где помогают детям и родителям-«семейникам»,  а также мама, выучившая дома троих детей. Да, женская занятость — одно из главных препятствий на пути семейного образования. Однако, хлебнув последствий феминизма, многие женщины хотели бы вернуться в семью «на полную ставку», по крайней мере, если на работу их не гонит крайняя нужда. Стоит задуматься, готовы ли мы пожертвовать материальными благами, а также пресловутой «самореализацией», ради блага детей.

Организация учебного процесса требует немалого терпения и знаний, но родитель не останется один — в Москве существует по крайней мере четыре центра, подобных «Автодидакту». «Работа центра построена так: в начальной школе ребенок с родителем приходят к нам 2 раза в неделю, в группе 3-4 человека. Учитель работает с группой и дает рекомендации родителям, родители записывают. Учитель подбирает лучшие методические пособия в зависимости от особенностей ребенка. У нас есть договоренность с конкретной школой недалеко от нашего центра, в соответствии с ней мы пишем контрольные в нашем центре и сдаем их на проверку в школу. После пятого класса ученики, как правило, уже осваивают самостоятельное извлечение знаний из книг. К этому времени многие родители выходят на работу. Ученики продолжают приезжать к нам 2 раза в неделю. Мы с ними составляем режим работы на неделю, обычно так, чтобы каждый день ученик хоть что-нибудь сделал, особенно по тем предметам, где регулярность занятий очень важна — например, по языкам. У нас много проектной работы в группах, кроме основной программы дети могут специально заниматься развитием памяти, внимания, осваивать теорию решения исследовательских задач». По вечерам Марина много времени проводит «на телефоне», обсуждая с родителями успехи и проблемы их детей.

Подобный центр есть и у Игоря и Валентины Чапковских. Все центры не ставят целью извлечение прибыли, в основном, в них работают энтузиасты семейного образования. Родители платят небольшие деньги, с малоимущих вообще не взимается плата. К тому же, в Москве и Санкт-Петербурге семьям выплачивается компенсация, т.е. те деньги, которые бы были затрачены на ребенка, если бы он занимался в школе. Сейчас это около 4000 руб. в месяц, плюс 1000 руб. компенсация на питание.

Конечно, по количеству ресурсов для «семейников» нам еще далеко до США, где огромная масса специальных учебников, пособий и программ для домашнего обучения, но и у нас в интернете можно найти помощь и поддержку. Особенно полезны сайты www.familyeducation.ruwww.school4you.ru. Там, помимо конкретной информации по разным предметам программы, методических рекомендаций, статей, помогающих оценить свои силы и принять решение, есть форумы для родителей, где можно обсудить наболевшее и получить совет. Есть просто хорошие сайты родителей-энтузиастов, например www.papakarp.ru или www.nekin.narod.ru, сайт Людмилы Уитман www.uchimdoma.com.

Конечно, не обходится и без проблем. Самая главная — обеспечить регулярное общение для своего ребенка, ведь готовых решений нет. Другая, не менее важная — необходима дисциплина, самоорганизация, ведь не всегда домашняя атмосфера, а также отсутствие давления извне способствуют занятиям. «Недостаток, он же и достоинство семейного образования — семье нужно брать на себя ответственность, а это, увы, не у каждого получается», — говорит Анна Кротова. Зато, если с Божьей помощью получается, это самое главное, чему учатся дети — брать ответственность на себя. А это, согласитесь, немало.

Анатолий Антонов, заведующий кафедрой социологии семьи социологического факультета МГУ им. Ломоносова, считает, что эта форма образования является самой перспективной в мире. По его словам, нет ничего более естественного, когда мама и папа становятся учителями своих детей, не нанимая репетиторов. Как специалист по социологии семьи, профессор Антонов видит в этой форме образования еще и путь преодоления углубляющегося в российском обществе кризиса семьи, который вызван не столько экономическим отставанием, сколько падением престижа семейного образа жизни в глазах россиян. Служа делу укрепления и сплочения семьи, семейное образование позволяет родителям передать своим детям весь накопленный ими опыт, весь духовный багаж, без которого нельзя стать настоящим человеком. Семейное образование объединяет родителей и детей, делает семью менее подверженной разводу. Члены такой семьи не просто вместе чистят зубы — они вместе работают, учатся и развлекаются. В такой семье в гораздо большей степени обеспечивается преемственность поколений и дети лучше защищены от негативного влияния извне.

Светлана Марченко 

Статья с сайта http://doroga-vmeste.ru/2008/2008_3_brat_na_sebja_otvetstvennost.shtml

Go to top