Большинство моих теперешних знакомых – родители школьников. И, хотя дети у всех разные – по полу, возрасту, темпераменту, степени подготовки, - тем не менее, проблемы со школой есть у всех. Чей-то ребенок неорганизованный, чей-то - копуша, чей-то гиперподвижный, чей-то плохо подготовлен и несамостоятелен, а чей-то «видимо, слишком умный».
Про школу многие родители говорят с тоской в голосе.
«Наша жизнь из-за школы превращается в кошмар» - на этом сходятся многие. Вечером бесконечные домашние задания со слезами, утром – истерика на тему «не хочу в школу», днем жалобы от учительницы. И так день за днем. Можно ли что-то сделать, чтоб разорвать этот круг?
- Я не знаю, как исправить ситуацию, как не загубить ребенка и не раскиснуть самой! – написала одна из мам в своем блоге. – Я уже думаю про домашнее обучение. Раньше я и слышать об этом не хотела. А теперь склоняюсь к тому, что, возможно, это наш вариант…
Споры о домашнем обучении (ДО) в блогах не редкость. Несмотря на то, что ДО в России получает все большее распространение, многие считают его «модной фишкой» и блажью домохозяек. В то время, как другие называют ДО чуть ли не единственной возможной в современных условиях формой обучения.
Вот что пишут блогеры:
Filkindom
У нас есть пример многодетной мамы, которая уже второго ребенка на домашнем обучении воспитывает. Старший - 4 класс, младший - 1. Говорит, все намного оказалось легче, чем она думала, дети занимаются с удовольствием, свободного времени, как ни странно, больше, да и успехи впечатляют.
Меня больше пугает то, что ребенок имеет меньше навыков социального общения, нежели школьники... а умение дружить, решать конфликтные ситуации, найти свое место в коллективе не менее важны, нежели индивидуальное развитие.
Елена
Главное в обучении - это методика, а методика - это не просто план, написанный от руки вдохновленным новой идеей родителем, это четкая программа, базирующаяся на многовековом опыте предшественников - педагогов. Именно это является основным критерием при закладывании базисных знаний в детской головке. Многие родители способны сделать это? Нет. Единицы. Но это же сейчас модно, а люди любят быть неординарными, поэтому и проводятся эксперименты над детьми.
Марта
Если честно, подумываю об этом. Просто на примере муз. школы: прошлый год ходили 3-4 раза в неделю на занятия. Теория, теория, теория. Зачем это? Я так и не поняла! В этом году решили не ходить, занимаемся дома, прогресс потрясающий!
Если бы можно было, без оформления документов, без отчетов, просто обучать дома, я бы, наверное предпочла именно домашнее образование. Но сейчас это еще пока редкость и не хочется, чтобы на детей, да и на меня тоже, косо смотрели.
Юлка
Я всегда по этому поводу поражалась - неужели люди имеют такие фундаментальные знания во всех областях, чтобы суметь их передать ребенку? За себя скажу, что, допустим, сложение-умножение и дроби я еще объясню, а функции и косинусы - уже не уверена. А физика, химия, грамматика и синтаксис, языки?
Если у людей реально такие знания и способности (объяснить еще уметь надо), то искренне завидую. А если нет - это бред и профанация.
Светлана Лале
Социальную составляющую школы никто не отменял, и если сад еще можно проскочить, развиваясь дома или в детских центрах и общаясь в песочнице, то проскочить 10 лет школы просто нереально. И отвечать урок один на один с учителем или выйти перед классом 20 человек - все-таки тоже разные вещи.
Родители не обязаны учить сами, а могут нанимать учителей. Со всем остальным можно поспорить. В семейном образовании много своих плюсов, но минусы тоже имеются... Мне кажется, что будущее в обучении - это дистанционное обучение и семейное образование.
Я училась дома!
Зоя (muhazeze)
Всю среднюю школу (кроме последних двух классов) я училась дома, лишь изредка посещая школу для получения оценок в четверти. Для 80-х годов это совсем не характерно. Я пошла в первый класс и через неделю перестала разговаривать. Поэтому больше меня никто в школу ходить не заставлял.
Теперь мне 30 лет, и я вполне могу сказать, в чем плюсы и минусы для дальнейшей жизни…
Я более чем не обделена способностями ни к общению, ни к командной работе. У меня нет трудностей при знакомстве с людьми, я коммуникабельный и общительный человек.
Но есть то, чего мне действительно не хватает, и что я отношу к проблемам семейного образования.
1) у меня отсутствует навык к рутинной работе. Возможно, это свойство личности. Но у меня не было навыка приходить в школу к половине девятого и уходить с заключительным звонком. Поэтому учеба в университете превратилась в череду прогулов лекций (о многих я теперь, пожалуй, жалею) и последующие судорожные наверстывания во время сессии. И мне действительно тяжело дается работа С детства приучена только к интересному.
2) У меня очень тяжело с послушанием и субординацией. Не умею ладить с дураками, карьеристами, вести сложные политические игры. Вообще, понимание того, что все люди очень разные, пришло только в последние пару лет. Помню, как болезненно для меня было обнаружить в двадцать два года, что я нравлюсь далеко не всем людям. Рыдала пару недель совершенно безутешно.
3) Соблюдение правил дается мне с большим трудом (за исключением ПДД). Потому что навык соблюдения правил закладывается в начальной школе, когда нельзя заступать за поля, надо оформлять работы в установленном порядке и прочее, и прочее.
4) Мне не знакомы многие предметы, которые мои родители не считали существенными, а я считала неинтересными. Как то: география и история.
5) Если для школьника школа - стресс, а дом - тихая гавань, то для меня дома был стресс. Мама рассуждала, что хоть где-то меня должны наказывать. Но возможно, это свойство личности моей мамы.
6) Я резко выбиваюсь из любого коллектива, даже если хочу быть его частью. Даже если становлюсь его лидером. Для меня правила жизни в социуме во многом так и остались загадкой. Пожалуй, после пункта под номером 1 это второй по значимости минус…
А какие вы видите плюсы и минусы домашнего обучения? Вы бы хотели учить своих детей дома?
Елена Дунаева
Статья с сайта http://www.kp.ru/daily/24589/758843/