Судари и Сударыни!

…у меня есть крайняя необходимость поговорить с вами на тему сегодняшнего менталитета Родителей и Педагогов, ибо нынешняя ситуация представляется мне крайне удручающей, если не сказать более откровенно – просто опасной. И если будет возможно, то заранее договориться с вами со всеми о том, как мы себе представляем роль родителей в воспитании своих детей и в формировании у них навыков трудолюбия и умения работать (имеется в виду, конечно, в первую очередь учебный труд). И как я представляю нашу роль, то есть роль школы, в том же самом процессе, и что вы можете ожидать от нас и что вы должны от нас требовать.

 

На данный момент Лиге остается уже меньше 60-ти детей на следующий учебный год, хотя по Уставу должно быть 70. Проблема в том, что учить становится некого, ибо дети приходят к нам все слабее и слабее. И нынешние 7-ой и 8-ой классы (теперь уже 8-ой и 9-ый) в этом плане редкое и приятное исключение, хотя и в нем есть бездельники и разгильдяи….

В чем же, как мне видится, причины происходящего с детьми?

К сожалению, дети категорически разучились трудиться. В школе их этому никто не учит. Родители считают, что это не их обязанность. И ко всему прочему те дети, что к нам приходят, а приходят к нам, несомненно, дети талантливые от природы, эти дети зачастую в своих прежних школах вообще практически ничего не делали, поскольку им пятерки ставили подчас только за открытый рот. А потому именно эти дети оказываются более других не приучены к учебному труду. И когда они попадают в Лигу в условия необходимости много и методично работать, они, получается,  к этому совершенно не приспособлены.

Вина в этом, как мне кажется, в первую очередь, не детей. Мне кажется, что вина в этом, уж не обессудьте, их родителей. В чем она выражается? Попробую сформулировать.

К сожалению, в нашем современном обществе появляется все больше и больше людей, которые предпочитают не видеть своих проблем и закрывать на них глаза. Подсознательно этот инфантилизм рассчитывает на то, что проблемы, если их не видеть, рассосутся сами по себе. Гиперболизированный пример этого инфантилизма – строчка из современной песенки: «Я беременна, но это временно». Есть такая дурацкая песенка. Очень характерная J

Но если на какие-то свои собственные проблемы они не могут закрывать глаза, потому что кроме них никто эти проблемы решать не будет, то видеть детские учебные проблемы родителям не хочется совсем. Им хочется, чтобы за них эти проблемы решал кто-то другой. Кто? Ну конечно, школа и учителя. А поскольку у родителей с детьми и так великое множество внутрисемейных проблем, то им уж никак не хочется накладывать на отношения «родители – дети» еще большие проблемы, усугубляя тем самым, как они считают, и так сложные отношения с чадами.

И вся сегодняшняя жизнь убедительно демонстрирует нам то, что в родительском менталитете все более отчетливо прослеживается совершенно недвусмысленная тенденция, о которой я сейчас говорю. Для родителей, если говорить о решении ими своей непосредственной родительской функции, главное сейчас (и единственно возможное) – найти хорошее учреждение для своего ребенка. Будь то детский сад, будь то школа, будь то институт. Найти и переложить на это учреждение всю ответственность за образование и воспитание своего чада.

«Пусть д/с, школа, институт заботятся о том, чтобы мой ребенок получил хорошее образование, пусть они учат его всему, начиная от Правил дорожного движения до умения добиваться поставленных целей. И если надо, то мы готовы с радостью за это заплатить. Но пусть нас тогда уже совсем никто не парит! Ибо у нас и своих проблем выше крыши».

Как вы понимаете, главным звеном в этой цепочке, несомненно, является школа.

Конечно, я не имею ввиду конкретно никого из вас, потому что я большую часть родителей новых лиговцев пока не знаю. И у меня нет ни малейшего желания кого-то из вас задеть или обидеть. Я говорю об общей тенденции. И готов привести примеры из своей жизни.

Моя бывшая ученица из Санкт-Петербурга (моим первым детям, которых я, как воспитатель и учитель, вырастил с 6-го класса и выпустил из школы, вообще-то уже за 40 лет, это так, к слову), рассказывала мне о том, как ее младшие сестры делятся с ней своими эмоциями по поводу своих детей. У одной дочка во 2-ом классе, у другой сын в 7-ом. У обоих детей серьезные проблемы с успеваемостью. Мамы сетуют исключительно на школу. То есть школа плохая, школа не учит, учителя такие-сякие и прочее. Когда моя ученица (у нее трое детей, и никаких проблем с учебой у них нет) спрашивает, а вы-то что сделали, вы-то как работали со своими детьми, то обе сестры в один голос заявляют: «А мы-то что, мы в школу отдали, это школа должна учить наших детей! Причем тут мы?! А ты-то со своими детьми работаешь, можно подумать?!» На что моя бывшая ученица искренне отвечала: «А как же? И все время! И с самого детства! Мой сын вообще маленький учиться не хотел. И если бы я надеялась на школу, то ничего хорошего бы у нас не получилось. И сейчас все время с ними работаю. Не контролирую, а работаю - учу навыкам учения, помогаю учиться выстраивать свой рабочий график, поддерживанию в них познавательный интерес, хожу с ними по музеям, на выставки, читаю книги и многое-многое другое».

Таким образом, одна из ваших самых важных задач сейчас, по моему глубокому убеждению, это осознать (кому это необходимо), что проблемы ваших детей – это в первую очередь проблемы семейные, то есть родительские. И мы, школа, можем стараться их решать, если будем решать все проблемы только вместе с вами. То есть вы должны, как минимум, быть в курсе того, как учится ваш ребенок и какие у него проблемы по каждому предмету. И вы должны осознавать свою личную ответственность за успеваемость своих детей. И это то, чего, к сожалению, у сегодняшних родителей становится все меньше и меньше.

Давайте обсудим,  к каким последствиям в Лиге Школ может привести родительское неумение быть в курсе учебных проблем.

Возьмем для примера педсоветы прошлых двух лет. На обоих педсоветах выяснялось, что у нас автоматически отчисляется целый ряд детей. Не мы отчисляем за разгильдяйство, заметьте, разгильдяи и так ушли от нас сами. А те, кто становится отчисленными автоматически по нескольким причинам. Как так получилось? Поясняю.

Во-первых, у нас есть жесткое внутреннее правило, из которого следует, что если ребенок не пишет в 9-ом классе выпускной экзамен по математике по конверту для физмат школы, то он автоматически уходит.

В позапрошлом году Антон Курносиков, талантливый историк, смог решить одну задачу из шести! И получил двойку. Хотя общее ЕГЭ за 9-ый класс написал на твердую пятерку. И его, и родителей неоднократно предупреждали о серьезности проблем с математикой и возможности такого исхода. Увы, нас не услышали.

И постоянно дети отчисляются на основании массы накопленных хвостов по математике, когда преподаватели отказываются заниматься с данными детьми летом, поскольку они откровенно пробездельничали весь год. Хотя семьи постоянно предупреждались о проблемах, таблица хвостов раз в месяц рассылалась и детям, и родителям.

А ведь все эти дети вполне себе способные учиться ребята, без серьезных других «хвостов». Но так получилось, что, даже зная о существующем положении по математике, ни дети, ни родители не предприняли ничего, чтобы обезопасить себя от отчисления.
Это как называется? Мне кажется, что это и есть закрывание глаз на проблемы и родителями, и детьми. Самое главное, что ситуация, должен сказать, с образованием катастрофическая. Деградация, похоже, идет сильная. Антон Курносиков, который не смог написать у нас школьный экзамен по математике, пошел в Лицей при МВТУ им Баумана !!! и его сразу туда приняли – и приняли по математике! Одна из отчисленных девочек поступила и в хорошую гуманитарную школу, и в известную математическую школу №179.

И еще один пример обязан привести. Меня совершенно убила история, произошедшая в нынешнюю абитуриентскую кампанию. Пришла ко мне мама узнавать результаты письменного экзамена. А я не знаю, что маме и сказать, потому что у девочки редкостный результат – 8 баллов из ста… А мама мне так спокойно: «Ну и ладно, ничего страшного, ее вчера зачислили в Донской лицей». А ведь Донской лицей всегда был очень сильной и интересной школой. Что же происходит с образованием? А в этом году мы отчислили из 9 класса талантливого разгильдяя двоечника Илью Захарченко, который, уходя от нас, поступил во все лучшие гимназии юго-запада, включая 1514 (бывшая 52-ая школа), 1534 и 1543. Всюду брали нарасхват.

Это означает, что в других школах ситуация настолько катастрофическая, что они готовы брать кого угодно, лишь бы эти кто угодно были хоть как-то и хоть что-то.

Это означает, что если ваш ребенок не сможет учиться в Лиге, он, скорее всего, с легкостью поступит куда угодно. Ну разве что, кроме лицея «2-ая школа», который тоже пока еще продолжает держать марку. Ибо, насколько мы понимаем, высочайшую образовательную планку на сегодняшний день из школ держат единицы. И мы имеем возможность держать такую планку лишь потому, что у нас такой мизерный в сравнении с другими школами набор. Да, но ведь и мы стонем по полной программе!

Избегание проблем, нежелание сталкиваться с незнакомым и новым, боязнь взять на себя ответственность за то, чтобы преодолевать трудности всей семьей достигают нынче катастрофических размеров.

И если вы хотите учиться в Лиге Школ и готовы работать, то давайте приложим все наши с вами совместные усилия к тому, чтобы наши дети доучился в Лиге до конца. И давайте не будем перекладывать друг на друга взаимную ответственность за образование.

Прежде чем продолжить разговор, я хотел бы попросить вас прочитать фрагменты из письма другой моей ученицы, уже московской, но еще долиговского периода. У нее две дочки - Маша в 1-ом классе, Саша в 3-ем. Не посчитайте за труд, почитайте, пожалуйста. Возможно, кому-то из вас это будет близко, а мне будет легче дальше объяснять свои мысли:

«Многие люди, работающие в педагогике, как мне кажется, считают так: я даю детям знания, а усваивают ли они их, это уже не моя проблема, а самих детей и их родителей. Родители, в свою очередь, как правило, считают, что они детей родили, к поступлению в школу натаскали, и то, что дети не усваивают материал - показатель профессиональной некомпетентности учителя. Ну я говорю за обычные школы, конечно. Подозреваю, что и учителя Лиги, и родители ваших детей несколько серьезнее относятся к учебному процессу, но тенденция такая есть однозначно. Я сама вижу по Саше, насколько ей интересно заниматься тем или иным предметом в зависимости от преподавателя. И злобствую по поводу ее основной учительницы, потому что она вообще не вызывает и не спрашивает Сашу. А когда я интересуюсь, почему, то получаю в ответ типа -  «а чего ее вызывать, она все равно все знает».

Тут выяснилось недавно, что учительница мной тоже недовольна. То Саша домашнюю работу перед уроком делает, потому что я не контролирую ее тотально, то сидит, думает о чем-то. Четверку по английскому не может исправить на пятерку, тем самым лишает классного руководителя возможности гордиться тем, что в классе есть отличница. И длится все это, оказывается, уже очень давно. А в дневнике одни пятерки, ни единой записи, вот как мне, спрашивается, этот момент контролировать? Саша говорит, что все в порядке, и я склонна ей доверять. Ходить регулярно к учительнице? На собраниях в этом году я была дважды, так и там ни слова, исключительно финансовые вопросы решаются... Ну я и спрашиваю ее, как, по ее мнению, можно сложившуюся ситуацию исправить? Заявляет: бросайте все дополнительные занятия, и занимайтесь только учебой! Ну ничего себе, а? И это в третьем классе, при небольшой нагрузке, общей успеваемости ребенка? Ради того, чтобы быть отличницей? Разумеется, меня все это раздражает, и я лишний раз не пойду к этому преподавателю.

Ну да, я стану больше следить за Сашиной домашней работой, например, но предполагаю, что это может привести к совершенно ненужной мне ситуации, когда ребенок ждет родителей, чтобы вместе делать уроки. В классе подобная практика цветет пышным цветом, и многие дети сидят с родителями над английским до двенадцати ночи. Помимо этого, в случае с Сашей есть одна особенность - дело в том, что она, в принципе, человек, которому очень нужно тесное общение со мной. И поначалу она с большим трудом принимала какие-то решения, не проявляла инициативы ни в чем, и мне стоило огромных трудов постепенно отучить ее от т.н. "своей юбки". Маша-то совсем другого склада, она мне за всю смену в лагере даже не позвонила ни разу :-). А Сашиной самостоятельностью я очень горжусь, потому что она выработанная, и, конечно, я не буду ради какой-то пятерки гробить все это. А то, что педагог высказала недовольство при случайной встрече - это как раз та самая тенденция, о которой я сказала вначале.

А потом еще надо учитывать, конечно, инфляцию и необходимость зарабатывать на жизнь. Сейчас люди, и, в частности, родители, работают больше, а зарабатывают относительно меньше. Супругу моему, для того чтобы заработать денег на то же количество материальных благ, сколько 2-3 года назад, приходится работать в полтора раза больше. Он уезжает из дома в восемь утра, приезжает в десять вечера, и до часу ночи чертит схемы. Ну, понятно, это его выбор, и я бы на его месте не гналась за деньгами, но очень многие ведь не хотят терять привычный доход, а как при таком графике можно интересоваться учебой своих детей??

Тем более, есть еще мнение совсем не парящихся родителей, что, вот мол, нами никто не занимался, росли, как трава, и дети вырастут. И в момент кризиса, когда родителям "парящимся" живется трудно и нервно, они склонны вот эту точку зрения примеривать на себя, потому что тогда будет житься легче. Очень часто в такой момент дети и слетают с колеи, и теряют интерес, и обзаводятся совсем другими привычками.

И знаете, я за собой тоже часто замечаю такое, я ведь в принципе не способна работать систематически, и для меня вот эта постоянная организация детских занятий - иногда достаточно сложный момент. А когда я еще и отдачи не вижу, и когда дети говорят, что им все это на фиг не нужно, что я их уже достала, что они хотят играть в геймбой, или смотреть телеканал 2Х2, со мной просто истерика случается. Потому что в такие моменты мне кажется, что зря я решила, что мои дети умные и талантливые, что они совершенно среднестатистические, и ни черта им вся вот эта моя деятельность не даст, вырастут, и будут милиционерами, или домохозяйками, так чего я, спрашивается, напрягаюсь, и напрягаю всех вокруг? Не занимаюсь делами, которые интересны мне лично, а не только детям? Почему я не вижусь со своими друзьями, так как ежедневно занята помимо работы?

Мне кажется, что иногда это очень трудно - быть родителем».

Это письмо мамы, которая, как вы видели, активно приучает своих детей к самостоятельности и гордится этим. У которой дети очень много занимаются дополнительно (мама при этом работает и работает по жесткому графику), а дети получают уже сейчас на всяких олимпиадах призовые места. Дело в том, что она водит их на олимпиады, в том числе и в университет, организованные для младших школьников. К сожалению, родители далеко не всегда знают о существовании таких олимпиад. И дети ее, кстати, при этом очень много читают. Общаться с ними мне крайне интересно. И эта мама понимает, что быть родителем – бесконечно трудно.

А теперь вернемся к моим размышлениям.

Я понимаю, что есть такие дети, которые настолько талантливые бездельники, что, несмотря на активные усилия со стороны родителей, ничего не делают в Лиге  в принципе. И возиться с такими детьми у нас не имеет смысла, гиблое дело. Такие у нас уходят достаточно часто, особенно после 8-го класса.

Но вот я встречался в прошлом году с мамой одной из девочек, что была отчислена еще весной. Выясняю, как же так случилось, что человек  так и не приложил усилий к тому, чтобы учиться в Лиге, хотя теперь, когда она реально осознала, что должна уйти, у нее случились истерика и депрессия. И родители вынуждены унизительно просить школу не заставлять дочку сдавать хвосты, а просто поставить тройки в качестве исключения? Как же так? А что делали родители?

И, знаете, я понимаю маму, которая говорит, что она прекрасно осознавала наличие проблем у дочки. Но дочка ведь ей отвечала, что «все отлично, я постепенно все сдаю, у меня все будет хорошо»! И маме нечего ей было противопоставить. Потому что ребенок родителям может говорить, что угодно. И если родители не имеют конкретной информации от педагогов, что они могут детям противопоставить? Даже если бы они хотели работать с нами вместе в связке? Постоянно звонить учителю? Неловко. И вроде как, самое главное, это значит открыто проявлять недоверие к ребенку. 
И ведь это мама, которая работает школьным психологом в школе!!! Что же говорить о других?

Таким образом, все-таки получается, что связь должна быть двухсторонняя. И не только вы должны держать руку на пульсе. Но и наши педагоги в сегодняшних условиях должны стараться информировать родителей о тревожной ситуации.

К сожалению, и это нынче происходит крайне туго. Не потому что наши педагоги не считают себя ответственными за образование наших детей. Дело в том, что у наших учителей изначально по функционалу отсутствовали обязанности заниматься простой дисциплиной, учебной дисциплиной, а также общаться с родителями. Учителя наши не обязаны, по правде говоря, даже приходить на родительские собрания, потому что у них у всех есть свое основное место работы.

Изначально мы всегда работали так, что наши учителя только преподавали. И преподавали только тем детям, кто искренне хотел учиться - раз. И кто был изначально приучен к учебному труду - два. Иных отчисляли. Поэтому связь с родителями в основном осуществлялась через меня или Сергея Александровича.

Это не значит, что учителей нельзя было трогатьJ  Наши учителя всегда были открыты к общению. И если родители к ним обращались с вопросами, с разговорами, за помощью, то они никогда не отказывали в общении и в советах. Просто никто из них не был обязан делать первые шаги сам.

Увы, на сегодняшний день такая система взаимоотношений работает плохо, приводя к таким вот неожиданным отчислениям. Я настойчиво убеждаю педагогов изменить свой стиль работы, стать более открытыми для родителей и научиться делать первые шаги, несмотря на свою необыкновенную занятость на основных работах. И некоторые учителя готовы, понимая наличие проблем.

Например, у нашего литератора Бориса Александровича есть свой сайт. На этом сайте есть специальная страничка для родителей и учеников, связанная с успеваемостью в году. Если бы вы знали, сколько я слышал более чем положительных отзывов об этой системе общения от родителей лиговцев. В частности, от родителей, для которых сделать первый шаг зачастую довольно тяжело.

Заходит человек на соответствующую страничку. А там все разложено по полочкам – сколько сдано, сколько не сдано, какие долги, какие оценки. Великолепно. И никаких недомолвок. Никакой неправильной передачи информации от ребенка родителю. Никаких эмоций.

Герман Григорьевич, наш математик, постоянно сам обзванивает родителей, разговаривает о сегодняшней ситуации с алгеброй, дает советы, обсуждает проблемы.

Но, как вы понимаете, это некий дополнительный педагогический труд, на который способны, к сожалению, не все. И я не могу наших учителей заставить что-то делать. Они работают до тех пор, пока им интересно и у них есть на это свободное время. Если им станет скучно, или мы начнем на них давить слишком сильно, они просто уйдут. И это необходимо осознавать. Так что я очень надеюсь на то, что в первую очередь инициативу будете проявлять вы, как родители. А я всеми силами постараюсь вам в этом помогать.
Таким образом, подводя итоги, хочу резюмировать следующее:

  • Родителям необходимо осознать свою первичную ответственность за образование ребенка, за его успеваемость, за его навыки в умении трудиться в процессе учёбы, за его умение организовать свое время, за его дополнительное образование. Необходимо перестать закрывать глаза на учебные проблемы детей, а принять их как первостепенно важные и неотложные.
  • Школа никогда не добьется успехов в образовании ребенка, если будет действовать в одиночку без поддержки со стороны родителей.
  • Родителям необходимо постоянно держать руку на пульсе учебной ситуации ребенка, используя для этого все возможные способы. Это должно быть и неформальное общение с Николаем Михайловичем. И активное общение непосредственно с учителями, если ребенок начинает приносить негативные оценки по предмету. И внимательное использование всех информационных источников, таких как итоговая оценочная ежемесячная ведомость, рассылка таблицы «хвостов», ученический сайт школы. К письму я приложу список контактов учителей. Там не назван, как в дневнике, предмет, думаю, постепенно вы сами узнаете всех педагогов по именам. В конце концов, список учителей есть на сайте.
  • Необходимо активно включаться во все образовательные мероприятия школы наравне с детьми, чтобы иметь единое информационное образовательное поле, на котором можно совместно обсуждать, разговаривать, дискутировать и растить взаимный интерес друг к другу через школу.
  • Школа обещает постараться сделать все возможное, чтобы информировать родителей о тревожных ситуациях в учебе у ваших детей.

 

Спасибо, что вы имели терпение выслушать меня. Если у вас будет желание поговорить со мной, задать какие-то вопросы, поспорить, я всегда открыт к дискуссии. Только чтобы разговаривать, надо сначала услышать. То есть надо, серьезно осмыслить и постараться понять, что у нас есть огромное желание не терять наших детей в будущем по нашей общей вине. А для этого нам всем надо очень серьезно трудиться.

 

С искренним уважением ко всем вам, Николай Михайлович.

Лига Школ http://liga1199.ru

 

Go to top