Ребенок с удовольствием ходит в школу, учителя его обожают, в классе у него много друзей, и на уроки он тратит в день не более часа. Идиллическая картина, верно? К сожалению, так бывает не всегда. Многие родители такого счастья себе даже представить не могут. Если ребенок в силу физических причин не может посещать школу или отношения со школой у него категорически не складываются, можно найти выход в семейном обучении или переводе ребенка на экстернат.

Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", каждая семья имеет право самостоятельно выбирать как школу: государственную, муниципальную или частную, так и форму получения образования. С учетом потребностей и возможностей учащихся образовательные программы могут осваиваться в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Родители вправе самостоятельно решать, как ребенок будет учиться - каждый день ходить в школу, получать образование в семье или в форме экстерната.

Что такое семейное обучение?

Федеральное положение о семейном обучении отменено в 2005 году после вступления в силу Закона № 122. В настоящее время такие положения принимаются на местном уровне. В Москве, например, действует постановление правительства Москвы № 827-пп ОТ 25 сентября 2007 г. "Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования".
  
Семейное (домашнее) образование – форма освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье с последующей аттестацией. Домашнее обучение так же, как и экстернат, возможно с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе.

Отношения между школой  и родителями регулируются договором, в котором указываются формы и сроки проведения аттестации, сроки выполнения практических и лабораторных работ,  устанавливаются финансовые взаимоотношения. Учащийся приглашается на учебные, практические и другие занятия по расписанию школы. Родители могут присутствовать на консультациях и аттестации учащегося  при наличии медицинских показаний или по требованию психолога школы.

Родителям, выбирающим форму обучения для своего ребенка, необходимо знать о следующих особенностях семейного обучения:

• Нужно найти школу, в уставе которой прописана семейная форма обучения. Для этого можно обратиться в местный орган управления образованием, где есть данные на все районные школы.
• Необходимо написать заявление на имя директора. Вы можете получить в школе на время обучения в семье бесплатные учебники и литературу из школьной библиотеки, методическую помощь и консультации учителей.
• Государство обязано выплатить родителям или лицам, замещающим их, денежные средства, равные затратам на образование ребенка, как если бы он продолжал учиться в государственной или муниципальной школе.
• Обучать ребенка на дому могут как сами родители, так и приглашенные преподаватели.
• При семейном обучении ребенок прикрепляется к конкретной школе, поэтому сохраняются все его права.
• Ученики каждый год проходят аттестацию в общеобразовательной школе и по ее итогам по решению педсовета переводятся в следующий класс. Итоговая аттестация в форме устных и письменных экзаменов обязательна для всех учеников 9 и 11 классов. Выдержавшие экзамены получают документ государственного образца о соответствующем образовании.
• Контроль за обучением остается в ведении школы. Если ученик не усваивает программу, ее администрация может предложить продолжить обучение в школе, перевести в класс компенсирующего обучения или оставить на повторный курс.
• Все спорные вопросы решаются местными органами управления образования.

Опытные родители, успешно обучающие своих детей на дому, сформулировали

Семь принципов организации домашнего обучения

1 принцип: знаний родителей всегда достаточно и всегда не хватает

На самом деле, все, что нужно родителям на начальном этапе обучения – это широкая начитанность в разных областях знания и готовность углублять эти знания по мере необходимости. Материал школьного курса, особенно начальных классов, редко бывает настолько плохо усвоен, чтобы не подлежать восстановлению вообще. Но по мере продвижения на учебном пути, все большее значение приобретает личная мотивация родителя. В чем мотивация взрослого? Он не только учит ребенка, но и заполняет пробелы собственного образования (вот она, ваша готовность углублять знания). Если взрослый человек с высоты своего жизненного опыта наконец осознал, что школьные знания нужны, он будет хорошим учителем.

2 принцип: родители не обязаны быть предметниками 

Смысл и пафос домашнего обучения заключается совершенно не в том, чтобы превращаться в преподавателя-мультипредметника. Это было бы нереально и неразумно. Безусловно, есть области знания и темы, остро интересные самим взрослым: в этом случае лекция на эту тему, подборка книг или фильмов, или серия опытов, или посещение музея с проведением экскурсии могут иметь огромную ценность для ребенка, который с удовольствием усвоит ваш энтузиазм.
 
Самая суть домашнего обучения в том, чтобы пробудить в ребенке готовность к самообразованию, затем – желание самообразования, и, наконец – страсть к самообразованию. Поэтому преподавание каких-то предметов (в плане объяснения нового материала с последующей пошаговой его проработкой) может производиться в определенных случаях (в начале нового курса; на особо сложных темах; на остро-интересных темах; на темах, вызвавших затруднение у ребенка). После первого, вводного занятия ребенка только контролируют и корректируют (если возникают проблемы с усвоением материала).
 
Безусловно, младшему школьнику объяснять приходится больше, чем среднему или старшему. Однако уже и в начальных классах можно в середине курса смело предложить ребенку в качестве задания на дом самостоятельно проработать одну-две темы и вечером сдать их вам со всеми выполненными упражнениями (или задачами). С годами доля таких самостоятельно выполненных заданий должна возрастать, а с родителей – сниматься даже и контролирующая функция; к 14-15 годам подростки способны самостоятельно овладевать материалом и самостоятельно проходить все аттестации, прибегая к помощи родителей только в самых сложных случаях. Если родители хорошо поработали на первых ступенях обучения и сумели раскрутить маховик самообразования, далее он вращается уже сам собой, предоставляя вам полную свободу от повседневной рутины.
 
Ну и, наконец, главное: в действительно сложных случаях родители всегда могут прибегнуть к помощи профессиональных учителей-предметников, которые всегда к вашим услугам в учебном заведении, к которому вы будете прикреплены. В этих случаях не обязательно брать на себя всю полноту ответственности, хотя, конечно, при желании разобраться можно во всем. Но, скорее всего, специалист в затруднительных ситуациях сможет помочь быстрее и эффективнее вас.
 

3 принцип: у родителей должны быть свои познавательные или творческие интересы

Значение этого принципа в организации обучения ребенка сложно переоценить. Родители постоянно забывают одну простую вещь: ребенок – это зеркало, которое прямо или криво отражает их собственное поведение. Поэтому он с большим трудом усваивает те понятия и осваивает те процессы, которые не может прямо наблюдать в практике повседневной жизни своих родителей. Если вы твердите ребенку о любви к знанию и чтению, а сами не держите в руках книг и ничем, кроме телевизора, не интересуетесь – ребенок не будет учиться с охотой, потому что он быстро поймет, что за вашими словами ничего не стоит.
 
На самом деле, почти невозможно приучить ребенка к постоянному чтению, если в семье не собирается собственная библиотека, если не выписывается никакая периодика, если он не записан в библиотеку и не посещает ее регулярно, если он не получает книг в качестве подарков и не участвует в их выборе и покупке и т.д. 
 

4 принцип: родителям следует развивать интерес ребенка к познанию

Некоторые родители, начинающие домашнее обучение, попадают в ловушку своего неправильного понимания сложноорганизуемого процесса под названием "интерес к познанию". Им кажется, что для поддержания интереса к учебе ребенка нужно все время стимулировать, заинтересовывать: с этой целью перерываются горы учебной литературы, собираются дидактические материалы, учебные игры, опыты, фильмы и мультфильмы…

Цель, вроде бы, самая благая: новый материал лучше усваивается в интересной и нетривиальной форме. Однако это не совсем так: знание - это духовная пища, которая далеко не на 100% должна состоять из пирожных и конфет. Основу духовной пищи, как и пищи вполне материальной, составляет "хлеб" - рутинные повседневные задания, лишенные непосредственного интереса, которые, тем не менее, должны последовательно выполняться. "Вкусные" задания, интересный материал – не более чем десерт к ежедневному интеллектуальному рациону ребенка (десерт, к тому же, должен быть доступен не всегда).

На самом деле, интерес к познанию связан с таким "интеллектуальным десертом" только косвенным образом. Цель дидактических усилий родителей достигается тогда и только тогда, когда ребенок продолжает познавательную деятельность после окончания обязательных занятий, причем непременно без вашего участия. Если ребенок, выполнив уроки и отдохнув, самостоятельно работает с книгами; если он сам придумывает эксперименты с подручными домашними средствами на основании пройденного материала; если он обращается к творчеству, подражая только что усвоенным образцам – значит, познавательный процесс идет успешно. Если ребенок, едва досидев отведенные часы, немедленно забывает о своих занятиях, погрязая в телевизоре или  компьютере – значит, что-то идет не так.

5 принцип: родителям следует научить детей учиться самим

Этот принцип – системообразующий в домашнем обучении, особенно в средних и старших классах. На младшего школьника стоит потратить время, чтобы ввести его в ритм учебной работы, дисциплинировать, показать основные виды учебной работы и добиться их прилежного выполнения. Когда все это достигнуто – то есть, ребенок обучен в определенное время выполнять определенным образом определенные виды работ – тогда родитель может постепенно ослаблять свой контроль и сокращать присутствие во время учебных занятий. То есть: к концу первого года обучения нужно стараться увеличить долю самостоятельной работы до 30%, второго – до 50%, третьего и четвертого – до 60%. К концу 8 класса доля самостоятельной работы должна приближаться к 100%, и родителям следует вмешиваться в учебный процесс только тогда, когда ребенок сам вас об этом попросит или в форс-мажорных обстоятельствах.

В первые годы обучения родителям следует добиваться выработки у ребенка следующих умений:

- сосредоточения на одном виде деятельности на 30-40 минут с последующими перерывами на 10-15 минут;

- выполнения заданий по намеченному ранее плану;

- беглого чтения (к концу третьего года – до 170 слов в минуту вслух, до 500 – про себя);

- постоянного чтения широкого спектра литературы, как художественной, так и научно-популярной;

- устного пересказа прочитанного (близко к тексту, выборочного, творческого, наизусть);

- письма (быстрого и каллиграфического);

- письменного изложения прочитанного;

- выполнения простейших математических операций с целыми и дробными числами, знание основных арифметических концепций.

 В принципе, этих умений достаточно для того, чтобы в средних классах на их основе выстроить следующую ступень обучения и в дальнейшем добиться подлинной самостоятельности ребенка в его учебной деятельности.

6 принцип: родителям не следует ориентировать ребенка на получение высшего балла

Родителям домашнего ребенка следует уяснить, что система баллов была разработана специально для коллективного обучения. Для ситуации индивидуального обучения такая оценка учебной работы не подходит. Ребенка следует ориентировать не на получение максимального балла – лучше, если он вообще до определенного момента не будет знать о том, что его работа будет как-то оцениваться на аттестации. Ценность изучения учебного материала в рамках школьной программы - довольно спорная вещь; еще более спорной ценностью являются оценки, получаемые за такие знания.

Ребенок должен с самого начала привыкать к качественной оценке своей работы. Писать нужно прилежно, читать – бегло, читать стихи – без запинки и с выражением, пересказывать – точно и близко к тексту, решать задачи – несколькими способами и делать краткую запись своих действий по заданной форме, и т.д. и т.п. Все эти оценки носят экспертный, а не статистический характер. Такая система оценок должна ориентировать ребенка на реальный результат.

Конечно, ребенка не долго удастся держать в неведении по поводу того, что его работа извне оценивается в баллах; рано или поздно он узнает и о пятерках, и о двойках – тогда пускай сколько угодно честолюбиво стремится получить одни и избегает других. Но это уже потом, в средних и старших классах. А пока вы сами ведете малыша – беспокойство о баллах неуместно.

 

 7 принцип: место родителей - на шаг впереди ребенка

Конечно, было бы желательно, чтобы к моменту, когда ребенок достигает школьного возраста, ваши научные представления уже образовывали бы некую систему. Но, увы, дети всегда вырастают совершенно внезапно и, как уже говорилось, любых знаний в ответственный момент все равно оказывается недостаточно. Что же делать тем родителям, чьи знания совсем далеки от системности?
На самом деле, не так уж и много: просто знать материал на тему вперед и на несколько тем назад и уметь давать задания с учетом как нового, так и уже пройденного материала. 

Такая стратегия может быть признана вполне пригодной для оперативного контроля текущей учебной работы. Конечно, такая стратегия недостаточна там, где речь идет об итоговых контрольных на основании всего пройденного материала: к таким узловым моментам родителям следует подготовиться более тщательно, обобщив материал и подобрав несколько десятков разнообразных заданий – но этих моментов в течение года совсем немного: у младшеклассника – один-два раза в году.

 Итак, перед вами – 7 принципов домашнего воспитания от опытных родителями. Все они довольно просты, кроме, пожалуй, 3 и 4: в самом деле, познавательный или творческий интерес себе не придумаешь, а притвориться не получиться – дети моментально распознают фальшь и отказываются любить учебу. Поэтому первое, чем стоит озаботиться родителям сегодняшних грудничков – это учебой и творчеством: тогда к моменту, когда их дети подрастут, эти посевы дадут богатые плоды, которыми они будут вскармливаться долгие годы своего взросления. Но и родителям более старших детей не следует отчаиваться: познание и творчество – это не транспорт, с ними невозможно опоздать, они всегда уместны и всегда – вовремя. И любые родительские усилия на этом поприще окупятся стократно, отразившись в беспристрастном зеркале – их собственном ребенке.

 Статья с сайта http://www.ruslife.ru/child/Folder_3201/3844.smx

Go to top